Артур Кларк. Конец детства.

getImage
Открыл для себя нового фантаста с мировым именем — Артур Кларк. Пока прочитал пару вещей, это «Пески Марса» и «Конец детства». Вот о последнем немного хочется поразмышлять. Несомненно мне это напомнило две темы Стругацких — «Гадкие лебеди» и тема люденов из «Волны гасят ветер». Что интересно, Кларк тоже представил эволюцию через детей, как в лебедях, но конечно, в своем свете и представление это очень сильно отличается от Стругацких.

Что происходит — на Землю прилетают инопланетяне и устанавливают свои порядки, тихо-мирно, без насилия, продемонстрировав своё величие. И люди подчинились. Установился мир, порядок, почти нет преступности, т.к. за это наказывали довольно своеобразно. И люди стали «счастливыми», перестали к чему либо стремиться. И тут снова пересечение со Стругацкими ( ну просто не могу не сравнить, хотя наверняка, такие темы затрагиваются многими авторами), если не ошибаюсь в «Хищных вещах века» обсуждалось счастливое человечество, где люди от праздности стали страдать фигней и перестали проявлять интерес к действительно нормальным вещам. Тут они особо ерундой не занимаются, но праздности хоть отбавляй. Но в чём суть, пока инопланетяне живут на Земле, все собственно задаются вопросом — а что им надо то здесь, ведь должна быть цель. А цель эту они узнают спустя более 100 лет. Над Сверхправителями (именно так стали величать инопланетян) стоят более крутые существа, но непонятно кто, назовёт их просто «Сверхразум». Они приказывают Сверхправителям корректировать историю тех или иных планет. На нашей Земле они предвидели эволюцию, в которой приняли участие человеческие дети до 15 лет, а весь остальной людской род просто погиб. Изменение людей через детей, было описано Кларком, и несмотря на то, что в общем все повествование показалось мне каким то примитивным, этот момент для меня стал жутковат. Короче итог такой — земля погибает, ее время закончилось, а дети, как отростки новой эволюции, силы которой не знают даже Сверхправители, были спасены, для дальнейшего изучения. В определенный момент они станут новой ступенькой развития во Вселенной.Кстати, в плане корректировки истории чужих планет, мне больше нравится идея Стругацких. Прогрессорами были наши люди, и именно мы корректировали историю в том же Арканаре. Как то приятнее думать о таком будущем. 

пысы. Мне кажется Нолан взял идею для фильма «Интерстеллар» отсюда))). Причем с небольшого эпизода. Вот отрывок из книги:

«Ты сам убедился на опыте,время — нечто гораздо более сложное, чем представлялось вашей науке. То была память не о прошлом, но о будущем, об этих последних годах, когда человечество знало — для него все кончится. Как мы не старались конец оказался нелегким. Но мы были при нём — и поэтому люди увидели в нас воплощение своей гибели. А ведь до конца оставалось еще десять тысячелетий! Это было словно искаженное эхо; отдаваясь в замкнутом кольце времени, оно пронеслось из будущего в прошлое. Скорее не память, но предчувствие»

А вообще мысли разных людей порой впечатляют. Несколько лет назад, размышлял о памяти о будущем. Оказывается много лет назад люди об этом уже думали)…Но для чего?

5 комментариев

  1. Да.. занятно. «Время — нечто гораздо более сложное» — очень интересная цитата и про память о будущем) вот точно, ничто не случайно и не просто так.

    Кстати, в Интерстелларе меня впечатлил именно этот момент со временем.

    Про прогрессоров — прикольный ты)), конечно. Это, я так понимаю, «неразрешимый этический вопрос», поднятый Стругацкими. На мой взгляд, никому нельзя вмешиваться в чью бы то ни было историю.

    • Stasevich

      Меня тоже этот момент удивил, а начало какое-то скучное было в фильме))

      А мне кажется, почему бы не вмешаться в чью либо историю? Вот в нашей жизни может тоже неведомая рука корректирует что-нибудь))

      • Фильм хоть долгий и местами нудный, но я прям зауважала Нолана при всей моей нелюбви к кинематографу, особенно, американскому.

        А про вмешательство в историю — ты всерьез так думаешь или подразнить меня решил?))

          • Так это же и есть «неразрешимый этический вопрос», за который поплатились многие и многие не только в произведениях Стругацких, но и в реальной жизни. Потому что по сути такое вмешательство, брать на себя роль вершителей судеб, «вершить добро, не спрося разрешения» претит основополагающему закону, по которому был создан весь мир и человек (мыслящие существа).

            Имеет ли какое-либо разумное существо из плоти и крови (без разницы гуманоид или нет) брать на себя право и ответственность решать судьбы не просто людей, но целых рас, вмешиваться в ход истории? Кто решает, что такое хорошо и плохо? Кто проводит черту между нормой и отклонением от нее? Наконец, что такое свобода: свобода слова, воли, науки, творчества? — вот в чем и состоит «неразрешимый этический вопрос»…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)