Бремя страстей человеческих. Размышления ч.3. О смысле жизни.

…Филип с отчаянием спрашивал себя, зачем мы вообще существуем. Все казалось ему таким бессмысленным. Вот и Кроншоу: для чего он жил? Он умер, и его забыли, нераспроданные книжки его стихов сбывались букинистами за полцены; жизнь его, казалось, не принесла никакой пользы, разве что дала предприимчивому писаке повод разразиться журнальной статьей. У Филипа вырвался немой крик: – К чему же все это?

Ну и последнее о чем я хотел написать, так это о…смысле жизни. Скажете вас это не интересует и «живи проще»? Да ну вы бросьте. Серьезно так думаете? Да идите на хрен тогда))). В общем, к чему приходил  Филип в этом извечном вопросе смысла.

Бог. Вера в Него имела когда-то смысл, но потом перестала. А ведь все дело в вопросе — была ли это вера или религия? Ответ в книге для меня очевиден, вариант под номером два. Мне кажется, что после череды тех или иных разочарований, у человека два совершенно разных смысла стекаются в одно, вера становится религией, а религия верой. Из этих двух понятий произрастает нечто такое, что потом при одном только упоминании веры или религии (неважно чего именно) у человека начинает срабатывать рвотный рефлекс. Мы делаем слишком большие ставки на этот кон, и все дело в том, что, скорее всего не понимаем, как это все работает. Когда человек просит здоровье, как Филип, а его все нет и нет, вера или религия, опять же, неважно что, выбрасываются в помойку. О нет, кричит человек в этот момент, смысл жизни точно не в Боге, не в вере в Него. Это же утопия, говорит кто-то внутри тихим и вкрадчивым голосом. Понять Филипа можно…но разделять веру и религию очень даже стоит. Хотя это вопрос другой темы, отдельного поста с мыслями о разностях этих двух вещей…Он не хочет верить в Бога и обретает свободу. Как вариант этого смысла, можно сделать прочерк в своем блокнотике.

Филип замечал, что религия, которую дядя исповедовал всю жизнь, превратилась для него только в привычную обрядность; он часто читал Библию, а каждое воскресенье к нему приходил его помощник и давал ему причастие; однако смерти он боялся ужасно. Священник верил, что она – лишь врата к жизни вечной, но отнюдь не стремился пройти через эти врата. Постоянно страдая от боли, прикованный к креслу, отказавшись от всякой надежды когда-либо выйти на воздух, завися, как малое дитя, от услуг чужого человека, он все же цеплялся за эту знакомую жизнь, которая, по крайней мере, не пугала его своей неизвестностью.

Смерть. Многие люди боятся смерти. Даже человека, который всю свою жизнь посвятил служению, очень страшился то, а что будет там, дальше. Это еще один камень в огород религии, которая мертвым грузом тянет вниз, а мы этого можем не замечать. Но вроде я не пытаюсь расширять данную тему, просто размышляю о смерти. Многие, кто задумывается о том, что же будет дальше, больше не хотят жить. И логика проста — ведь все равно рано или поздно умрем, ведь там — неизвестность, которая пугает. Раз такой исход неизбежен, к чему все эти страдания, помыслы, желания, стремления? К чему они? Зачем вообще это все существует? Но данная мысль, которая не нова, подстегнула Филипа не к желанию умереть, а к чему то другому. Словно он получил ответ на мучавший его вопрос все эти годы:

Он все же не мог до конца поверить, что жизнь бессмысленна, хотя всё, что он видел, все, над чем размышлял, только подкрепляло эту мысль. Но в ярости его была и доля торжества. Ведь если жизнь бессмысленна, она не так уж страшна, и он теперь не боялся ее,чувствуя в себе какую-то новую силу.

Когда смысла нет…Человек, как Филип, в умозаключениях своих может метаться от крайности в крайность, ведь я лично то сам не считаю ее бессмысленной (жизнь), как ни крути…Но нужно сделать оговорку, к такому заключению о бессмысленности он пришёл в определенных обстоятельствах своей жизни. Ведь мозг человека не стоит на месте, он постоянно думает разные мысли, делает различные заключения. А такой вариант бессмысленности давал в какой-то период времени ему чувство победы. Словно ты стоишь перед тупым оппонентом, с которым какие-то словесные баталии заведомо приведут к твоей победе, ты видишь, как бессмысленно он вышел против тебя, твоих знаний, мастерства риторики. И возможно, этот момент очень схож с жизнью, говоришь ей — ты просто тупое животное, я пройду все трудности на своем пути, раз больше ничего не остается мне делать.

Деньги. В этом Филип не был примитивен, как многие некоторые люди, жившие и живущие на этой земле. Он никогда не ставил средства как цель существования, как его истинный смысл. На мой взгляд он довольно трезво оценивал из значимость, и мне в принципе импонирует его отношение к деньгам. Никуда не деться от того момента, чтобы решить задачу вставшую перед тобой — нужно суметь прокормить себя и своих близких (жену, папу, маму, кота в конце концов). Как бы твое нутро не стремилось к высшим материям, как бы твоя душа не скучала по искусству и книгам действительно талантливых людей, которые переворачивают твое сознание с ног на голову, одной из первостепенных задач была и есть одна — суметь решить задачу заработка, чтобы банально что-то кушать, во что-то одеваться и выходить в свет. В этом вопросе ты просто находишь профессию, от которой тебя не воротит хотя бы, и работать ты сможешь всю свою сознательную жизнь, либо, в лучшем случае, конечно, как то решаешь вопрос с таким уклоном, чтобы заработав один-два раза, тебе хватило на всю жизнь.А там уже можно поразмышлять о глубинах космоса истинном смысле. Ну раз деньги не смысл жизни, к чему я это завел тогда? Все дело в том, что финансовая сторона очень важна как составляющая, которую нельзя просто игнорировать, она должна быть решена и всё, точка. Когда Филип тупо голодал и ему негде было спать, по сути друзья, насрать ему было на смысл жизни ( а вопрос этот, на весь подтекст иронии все таки я считаю важным…).

Он знал, что нужда делает человека мелочным, жадным, завистливым, калечит душу и заставляет видеть мир в уродливом и пошлом свете; когда вам приходится считать каждый грош, деньги приобретают чудовищное значение; нужно быть обеспеченным, чтобы относиться к деньгам так, как они этого заслуживают.

Нет, все таки я погорячился, сказав, что Филипу было насрать на смысл жизни, когда он испытывал нужду самую крайнюю в своей жизни, это не так. Но как уже было сказано выше из цитаты, деньги приобретают чудовищное значение в жизни. У некоторых это значение так и остается до конца их скудного существования, а у кого то, как допустим у Филипа все выравнивается и отношение ровно такое, как они того заслуживают. В общем и целом мысль моя такова, что наличие денег, конечно же не смысл, но это задача, которую хочешь не хочешь, но решать нужно.

Любовь. Я уже писал о любви человеческой в прошлом тексте и…Сейчас, если смотреть трезво, я не могу сказать, что смысл какой-то Филип впоследствии углядел в любви. Он со всей страстью любил падшую женщину, истратил на нее много сил, средств, претерпел ради нее кучу унижений, но все без толку. Длилось это ровно до того момента, пока его любовь не превратилась в безразличие. Да, он при этом остался человеком и во времена ее трудностей постоянно хотел  помочь, но любовь, она ушла…И в несовершенстве любви, своих стремлений, своего предмета этой любви, он никак не смог прийти к выводу, что это и есть тот самый смысл…

Так к чему же все таки пришел наш Филип в конце этого повествования, если все озвученное не имеет смысла в понимании всей жизни? Примерно к вот этому:

Он вечно жил будущим, завтрашним днем, а настоящее, сегодняшнее всегда уходило у него из под рук. А чего стоят эти идеалы? Он подумал о своей мечте свести в стройный и прекарсный узор бессчетные и бессмысленные явления жизни; как же он не заметил, что самый простой узор человеческой жизни — человек рождается, трудится, женится, рожает детей и умирает — и есть самый совершенный?

Смысл ли это? Не знаю я…Да, нам повезло, что мы родились, потому что я не верю, что все бессмысленно, хоть и довольно часто так кажется в последнее время… Труд он нужен и важен, но только тот, к чему лежит душа. Человек женится-да, и это тоже очень важно, особенно тогда, когда женитьба не ради женитьбы, это разрешает не только вопрос необходимости, но и делает человека просто счастливым. Дети? Ну куда же без них, наверное)…Но все это мне кажется некой базой, которая просто должна быть у нормального человека, но к сожалению не все к ней приходят(могут прийти) или приходят очень поздно и принимают за глобальный смысл. Но моя внутренность говорит мне о другом смысле. О каком, я еще не понял…

4 комментария

  1. Вот почему я не особо люблю худлитру, хотя понимаю, что каждый познает мир разными путями. Я считаю, что нет единого и глобального смысла жизни общего для всех людей. Смысл жизни у каждого свой и обычно не один. И в разные периоды времени смыслы меняются в зависимости от становления личности физического (физиологического), интеллектуального и духовного.

    • Stasevich

      Не совсем понял, почему ты не любишь худ. литературу)…Так то да, у каждого свой смысл, главное не путать необходимые потребности по умолчанию со смыслом)…

    • Stasevich

      Нет). Не умею я что-то практиковать такие методички)…а без практики зачем это читать? Другое дело худ. литература)).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)