Кафка на пляже. Общие размышления…ч.1


Дочитал сегодня Кафку на пляже, снова занимаюсь перечитыванием любимого писателя. Все истории Мураками (почти) показывают один курс, так четко в глаза это не бросается ни у одного другого автора. А может мне так кажется…Как-то одна знакомая на мой вопрос, нравится ли тебе Мураками, ответила, что пробовала читать этого самого Кафку и узрела полнейшую муть)). Таков видать и правда Харуки, либо он твой с первого раза, либо нет.

Такое ощущение, что Мураками был весьма впечатлен древнегреческими сказаниями, снова был упомянут миф о том, что некогда жили существа, которых разделили на половинки (уже в какой книге нахожу такие примеры), а также целостной линией выступает легенда об Эдипе. Возобновил в памяти. Да, тот самый, что убил своего отца и женился на своей матери, от которой появились два сына. История, конечно, не ахти какая, но сделал он это неумышленно и не ведая, что как говорится, творит. Ну так вот, чего это я…Ведь начиналось всё это безобразие с пророчества, которое получил отец Эдипа, что дескать его сын убьет его и переспит со своей матерью, отчего и велел выкинуть младенца с обрыва. Но тот выжил. Хочешь избежать рока, а вот выкуси…

И вот эту историю прекрасно знал Кафка Тамура, основной персонаж книги. 15-летний парнишка убежавший из дому, получивший такое же пророчество от своего отца, который между прочим, не стал скидывать его во младенческом возрасте с Фудзи. Но тем не менее Кафка испугался, что пророчество обязательно должно сбыться и свалил от греха подальше, дабы не убить отца. Видимо, в его молодую голову вклинилась философия о неотвратимости судьбы. Но после того, как он узнал, что отца довольно зверски убили, Кафка начал верить в то, что сделал это он, так как в этот день вырубился и очнулся намного позже весь в крови. Пророчество начинает сбываться…А если так, то зачем идти против судьбы? По крайней мере так думает этот парнишка. В повстречавшейся 50-летней женщине он видит свою мать, а в девушке Сакуре, которая ехала с ним в одном автобусе, сестру.

Как говорится, «даже случайная встреча…»
— «…связана с кармой прошлой жизни», — закончил я.
— Вот-вот, — сказала Сакура. — И что же это значит?
— В мире все предопределено… Случайностей не бывает, даже в мелочах.

Я так понимаю, что для Кафки в тот момент жизнь была уже, грубо говоря «похерена», осталось только переспать с «матерью», да и с «сестрой» в придачу, к чему он и начал стремиться. Вроде бы попахивает Содомом, но у Мураками тут всё по другому, если вчитываться глубже, дело совсем в другом. Скорее в том, что кто-то теряет нить жизни в одном возрасте и понимает, что уже ничто эту нить не сможет восстановить, как у Саэки-сан, кто-то ее теряет, как Наката, но в какой то момент хочет изменить то, что однажды пошло не так, а вот Кафка Тамура решает, что в его 15 лет судьба начала приводить в действие свои намерения. Так чего ждать, нужно ей помочь, да и дело с концом. Но все оказывается не так-то просто. Вообще было интересно наткнуться на мировозрение его как человека, да к тому же в том возрасте, вот что было сказано им:

Похоже, мой ответ о Кафке более или менее убедил Осиму. Но то, что я хотел сказать на самом деле, до него наверняка не дошло. Я ведь не просто говорил о рассказе Кафки — не в общем, а об очень конкретной вещи. Этот изощренный, непонятно зачем придуманный аппарат для казни существует на самом деле — в действительности, которая меня окружает. Это не метафора, не притча какая-нибудь. Однако вряд ли Осима или кто другой понял бы меня, сколько бы я ни старался это объяснить.

Это часть разговора между ним и Осимой, библиотекарем. Кафка — это не его имя и выбрал он его по большому счету из-за писателя, того самого Франца. Так вот этот самый Франц написал рассказ, в котором и говорилось об этом аппарате для пыток и казни. Название его не упомянули, но найти труда не составило. Называется он «В исправительной колонии». Его я тоже прочитал и мысли после сего небольшого рассказа раскинулись довольно широко, очень занятный текст. Ведь стало интересно, что за действительность окружает Кафку Тамуру, что он имел ввиду под этим? Как минимум надо было прочитать этот дополнительный рассказ…Думаю работу аппарата написать отдельным постом, правда, весьма занятный рассказ Франца Кафки.

Возможно, пророчество Кафки это как факт, который он в определенный момент жизни принял для себя и смирился с ним, но дело то в том, что он действительно, именно «как». Я вот думаю, что Саэки-сан, да и Наката, конечно, просто помогли ему не спешить делать этот выбор, который как он думал, неизбежен. Что же делать среди всего этого, спрашивал он Осиму. На что получал ответ — просто слушай ветер. В этот момент я вспомнил персонажа «Дэнс…». Просто танцуй, продолжай танцевать. Наверное, даже когда думаешь о самоубийстве, танцуй. Услышать ветер, возможно, сложнее, чем пуститься в пляс.

Мир так огромен, а тебе нужно совсем мало, чтобы укрыться, — всего ничего, но и этого крошечного клочка пространства нигде нет. Ты жаждешь услышать живой голос, а вокруг мертвая тишина. Но когда хочется тишины, звучит, повторяясь раз за разом, это Пророчество. В нужный момент голос, который его произносит, будто нажимает спрятанный в твоей голове выключатель.
Твоя душа — как разбухшая от долгих дождей большая река. Поток поглотил все, что было на земле, не оставив ни знака, ни указателя, и несется куда-то в темноту. А дождь, не переставая, льет и льет над рекой. Каждый раз, видя такой потоп в новостях по телевизору, ты думаешь: «Да, все верно. Это моя душа».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)