Марсианские хроники Брэдбери

не совсем про космос
Открываю очередную книгу Брэдбери, читать его одно удовольствие. Марсианские хроники…Ожидаю чего-то такого, чего-то про космос, одну из моих любимых тем в книгах, в фильмах. Однако, как таковой тематики ожидаемого я не нахожу, это тебе не Айзек Азимов с его порой детальным описанием корабля, техники, а если речь заходит о каких-то химических реакциях то вообще пиши пропало, в хорошем смысле этого слова, конечно. Брэдбери пишет совершенно по другому, тут Марс и вообще космос преподносятся в виде какого-то фона что-ли, на котором особо внимание не заостряется, но тем не менее привносит вкус и ощущение атмосферы. Немного опишу эту атмосферу, она проявляется именно в книгах и именно в жанре фантастики, в моем случае, само собой. Эта атмосфера заварена на одиночестве, грусти, которые тебя кидают то в хорошие их состояние, а то в плохие. Эта атмосфера рисует картинку, словно ты сам стоишь посреди огромного поля, вокруг ни души, только чистое звездное небо смотрит на тебя сверху вниз и будто что-то хочет сказать. А ты стоишь и пытаешься понять. Иногда очень глубокие догадки приходят в голову, некая уверенность, а иногда просто растерянность и полное непонимание происходящего. Порой ожидание, растянувшееся не на один десяток лет…Вот такая вот странная атмосфера, которая тоже описывается довольно абстрактно.

Тем не менее это хроники и в нескольких из историй можно правда прочитать и про одиночество. Возможно, кто-то увидит в них что-то другое, но я вот разглядел именно его. Я разглядываю его в человеке, который по воле судьбы остался на Марсе и там же похоронил свою семью – жену и троих детей, непонятный вирус убил их…Двадцать лет он ждет прибытия земного корабля, каждый вечер глядя на небо. Он видит зеленую мерцающую точку, свою родную планету и ждет. И вот наконец, люди прилетают на опустевший Марс, капитан узнает в нем старого члена экипажа, радуется встрече. А тот как ни в чем ни бывало, знакомит его со своей семьей – женой и тремя детьми. Как же так – проносится у меня в голове, ведь они же умерли? Роботы — вот и весь ответ… в полном одиночестве и сокрушении, этот человек за какое-то время сделал полную копию всей своей умершей семьи. Год за годом он жил так, как раньше, по запрограммированному образу, по вложенным в них действиям. Жил и постепенно сам поверил в эту ложь, которая, возможно, спасала его…И вот они приехали за ним, забрать назад домой, на Землю, но уже довольно стар, сердце не выдержало. Капитан прощается с его «семьей» и улетает. А «жена» продолжает каждую ночь выходить во двор и смотреть на мерцающую зеленую точку, сама не понимая зачем ей это нужно…
про одиночество

Марсианские хроники – это история и про тоталитарный режим. Нет, правда, но лишь немного. Я и здесь вижу частичку того предчувствия, что Брэдбери боялся что ли, что однажды люди перестанут ценить книги. Хотя может это просто его хорошая фантазия. Однако после прочитанного «451 градус по Фаренгейту», одна из историй хроник Марса однозначно напоминает про уничтожение книг. Люди запретили в 60х годах Эдгара Алана По, представляете? Да и вообще всех тех, кто писал в жанре ужасов. Все книги сожжены, а все вновь найденные книги последуют тоже в топку. Однако, это все происходит на Земле, а в это самое время покорен Марс, туда и отправляется один богач, бунтарь и ценитель хороших на его взгляд книг и авторов, коим является Э.А. По. Он строит целый домище в его честь, нашпиговывает его всякими ужасами и ожидает прибытия злостных бюрократов с Земли, ведь они и тут его достанут. И таки дожидается. То что произошло потом может являться сценарием для современного фильма ужасов. Я не читал пока Эдгара По, но внутри был не так уж и огорчен с замыслом сожжения книг в жанре ужасов))).
книги,снова о них
Марсианские хроники – это книга про время. Иногда у меня происходят разговоры про это довольно странное явление в жизни и оставляют какой – то след, какие – то мысли. Это действительно необъятная «вещь» в своем проявлении…Люди заселили Марс, все довольно хорошо. Но в один вечер происходит одна странная встреча. Встреча между землянином и марсианином. Через несколько минут они понимают, что пересеклась временная параллель, произошла встреча прошлого и будущего. Марсианин спешит на праздник, видит на горизонте огни, слышит песни, взрыв фейерверков. Землянин крутит у виска и говорит, что на горизонте лишь руины, останки некогда большой цивилизации, о каком празднике идет речь? Приятель, ты видимо, с прошлого, вот все, что осталось от ваших праздников. Но не беспокойся, мы отстроим вашу планету заново! На что последовал ответ – «Откуда ты знаешь, что я с прошлого? Может это останки другой цивилизации, а мы унаследуем то, что построите вы, земляне?
Мне очень понравился этот разговор, эта маленькая встреча в хрониках, наводит на кучу мыслей в голове…
прошлое или будущее

И наконец, что больше всего меня зацепило в этих хрониках, так это память. Да, еще это повесть и о памяти. Человеческая память для меня это тоже такой сложный элемент, как и время. Его просто так не объяснишь, не расскажешь про него, чтобы там не говорили. В памяти переплетаются такие вещи, что просто можно с ума сойти. Одну из таких сумасшедших сторон задел в этой истории Брэдбери.
Люди улетали с Земли по разным причинам, кто-то искал лучшей жизни, как чернокожие, кто-то искал приключений и новых ощущений, а кто-то просто убегал от прошлого, как это сделала одна из семей, что прилетела на Марс, дабы прожить оставшуюся жизнь с нового листа, ведь на Земле все напоминало им о сыне, который умер от воспаления легких. Все шло как шло, но однажды посреди ночи, старик услышал, будто кто-то вошел в дом…А утром на завтраке их встретил их сын Томас, как ни в чем не бывало, живой и здоровый. Завтрак прошел молча, мать и отец переваривали в голове невероятность произошедшего. Все последующие попытки расспросов отца у сына о том, кто он и вообще – что он такое, сводились к одному – ведь я жив, я с вами, что вам еще нужно? Неужели вы хотите, чтобы я ушел? Нет, они этого не хотели, особенно мать, которая давно забыла, что сын болел и умер однажды. Снова вера в ложь…А отец смирился, и жили они вместе, до одного момента – пока не выехали в город, в самое людное место. Сын пропадает.
Там где память, мысли, желания, размышления, вера всех людей настолько сильны и переплетается, словно паутина, что Томас уже не Томас. Он уже дочь из другой семьи, которую потеряли много лет назад и в этот вечер нашли. Потому что память и тоска тех людей настолько сильны, что он уже нужен там. Ненастоящий, вылепленный из мыслей, эмоций, слов, слез и желаний. История заканчивается плачевно, но оставляет внутри меня очень глубокий след и размышления. Я не знаю, плохо это или хорошо, но как-будто в точку попали, как после прочтения «Сталкера», с отцом Рэда, с этими странностями во времени, пространстве и…памяти.
что дальше
Получается, что я просто пересказал многие моменты из книги, но именно они меня больше всего взбудоражили и затронули за непонятное живое во мне…Да вообще вся книга это продукт такой невероятной фантазии и полета мыслей, что просто не передать. Сколько же мыслей и переживаний происходили, варились в голове самого автора, просто обалдеть…

6 комментариев

  1. Almat

    Не, ты не просто пересказал многие моменты, ты их раскрыл, описал ))) классный пост! Читал тоже МХ также как и у Стругацких все сливается в одно у меня в голове, в одну большую книгу, спасибо что напомнил!))

    • Раскрыть не получится, но рад за наше разделение взглядов))…
      Вот думал на днях, что-то Алмата блог молчит, глядь и уже написал, поздравляю с хорошей неделей на форе)

  2. ты меняешься, особенно это заметно в последнее время и пишешь по-другому, неуловимо изменился характер текстов, это хорошо…)

    • Stasevich

      Скорее не я меняюсь, Оля, а книги по моей душе попадаются…
      Внутри что-то такое другое.

      • книги по душе, согласна, но ты однозначно меняешься).
        это взгляд со стороны. все перемены начинаются изнутри и, подчас, неуловимы, но они есть

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)