придание формы


Читаю великана и я снова думаю о форме. О том, что в современном искусстве как кино или художественная литература, даже мастера своего дела используют для придания формы — иносказания. Некие метафоры. Стараются передать через простые вещи что-то реально глубокое.  Говорю именно про передачу того, что заложено глубоко в каждом человеке. О том, с чем человек ни сознательно ни подсознательно не хочет по сути встречаться, и даже о том, о чем и не подозревает. А бывает, что и хочет встретиться, но как — не знает.

Вспоминаю, к примеру, «Солярис» Лема. Первое впечатление от прочитанной истории однозначно было иным. Все-таки привлекает фон загадочной планеты, атмосфера опустевшей станции, чувство безысходности. И даже появление  человека, созданного на первый взгляд Солярисом, слегка отворачивает наше внимание от того момента, что скорее всего вовсе и не планета создаёт всё это. И это при том, что я люблю фантастику, где фантастика и является фоном чего-то бОльшего. Вот ведь парадокс. 

К примеру, тебе дают оружие и отправляют в зараженную зону, чтобы исследовать её, но история не про это («аннигиляция»). Но при этом да — ты куда то явно идешь. Добавим немного монстров, чтобы разбавить историю экшеном и пропускаем мимо ушей диалоги, в которых можно было бы понять, что они не только для устрашения зрителей помещены в фильме. По своему опыту скажу, что я вообще разучился оказывается слышать диалоги в кино, пропуская смыслы там, где они могут быть. И теперь стараюсь концентрироваться побольше на словах.

Другой пример, уже из «великана» — немолодая пара отправляется в путь, чтобы навестить сына. По многим работам Исигуро даже при первом чтении я понимаю — пишет он снова о такой вещи как память. Да что и говорить, не нужно предыдущих книг, чтобы понять это. Но чтобы уловить насколько глубоко затронута эта тема, абсолютно точно необходимо поковыряться и прочитать ее еще. И с темой памяти выйдут на свет многие другие. Например, любовь. Избито? Если как у Вишневского, то возможно. У Исигуро не как у Вишневского. Прощение? О да. А ещё глубже можно? Конечно. К примеру, как работает механизм этого прощения. А возможно ли, что имена главных героев взяты не с потолка? Аксель — имя германское, но имеет еврейские корни и значит «отец мира». Также к значению приписывают такое качество как идеализация. В некоторых источниках идеализация именно женщин. Занятно. Беатриса же — это женская версия мужского имени Viator (Viatrix), что значит «путешественник». Может имена ничего и не значат, но в современной тенденции книг это вряд ли. Тот же Мураками вовсе не дает имена своим мужчинам, и те, кто его читал, понимают почему.

И вот. Создается форма. Стоит подставить другие значения под простоту сюжета и перед нами совсем другая картина, отчего мы — зрители или читатели, приходим в абсолютный восторг. Это несомненно случается и из-за того, что нам, как исследователям, становится понятен замысел, мы словно игроки, прошедшие все уровни игры, получаем эстетическое наслаждение от процесса. А если понимание приходит именно в моменте процесса, то наслаждение сие как бы двойное — и от понимания замысла истории и от осознания быстроты работы своего мозга. Но, конечно, весь этот экстаз затевается не для поднятия своего ЧСВ. Для себя могу описать это как период откровения, отклика тому, чему я сам затрудняюсь дать описание. Ведь, как я уже говорил, современность через иносказания придаёт форму именно тому, что внутри нас. Да, мы с вами ходячая бездна…богатства)).

А еще автоматически пришло сравнение с русскими классиками. Возможно, мне кажется, но создается такое ощущение, что они без всякого иносказания придали форму тому, что внутри нас. Нашли слова. И никто из современников на таком уровне слова то больше находить и не может. Но при всем при этом, метод завуалированных сообщений и смысла, что я пытался описать выше, мне очень нравится. Время меняет искусство в каком то смысле, но занятно, что некий стержень остался тем же…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)