Профессия

Сидел вспоминал, кем я хотел быть в детстве. Так и не вспомнил ничего путёвого, видимо мыслей о космонавтах или летчиках у меня не было. А хотя…Возможно я одно время хотел быть художником, ну знаете, все мы любили рисовать, перерисовывать всякие картинки и мне тогда казалось, что это некий толчок на развитие своих художественных способностей, которых на самом деле не было. Ну это я сейчас понимаю, что не было, так, незаурядное детское творчество. В детстве была книга, называлась «Ваш ребенок рисует», вот с такой вот обложкой (надо же, нашёл в интернете):
ваш ребенок рисуетУж не помню про что там писали, какие тезисы высказывал автор в пользу того, что дарование ребенка нужно развивать, но я постоянно рассматривал там картинки, нарисованные разными детьми разных возрастов. Я тогда думал — ну вот такие мелкие дети могли так нарисовать, почему я не смогу? И рисовал себе что-то, перерисовывал. Но художником в итоге так и не стал, хотя, конечно, такого человечка как на обложке, нарисовать смог бы. Так что стремление к профессии в детстве у меня было какое-то абстрактное, проще сказать что его вообще не было.

Вспоминая школьные годы, хочу наконец сказать, что школы как таковой я и не знал на самом деле. Родной класс, одноклассники, расписание уроков, перемены и прочая школьная атрибутика это не про меня. Потому что с самого первого класса я не учился в нормальной школе, по причине одной беспонтовой болезни, и мне был назначен учитель, который приходил на дом три раза в неделю. Её звали Ольга Аркадьевна, молодая блондинка, которая приходила минут на 30, мило улыбалась, рассказывала свой урок по программе и уходила, только пятки сверкали. А с класса четвертого или пятого мне назначили уже несколько учителей, так как предметов добавилось. Я изучал русский язык и литературу, казахский язык и историю Казахстана, математику. Это основные предметы, по которым учителя не халтурили, а нормально приходили и пытались вбить в мою детскую ленивую башку хоть каких то знаний. С особым теплом я вспоминаю учительницу русского языка Марию Петровну, именно по её инициативе она долгое время преподавала мне еще и русскую литературу, хотя по программе для таких вот детей этого предмета не было. Это сейчас я с благодарностью вспоминаю это дело, а тогда, как и многие дети я был ленив, не стремился к учебе и даже 3 занятия в неделю мне казались частыми и когда учитель не приходил по той или иной причине, я был рад. Учителя русского, казахского и английского языков были старой закалки, и как правило «той или иной причины» у них не было и они приходили, если только не заболевали гриппом, скажем. Кстати, английский у меня был только в пятом классе, потом видимо решили что он мне на хрен не усрался и убрали. Учитель математики же был по совместительству моим соседом, точнее соседкой, и срать она порой хотела на такого тупаря как я. Порой смотрю в окно, жил я на первом этаже, и она чешет с школы домой, а время как раз такое, что ко мне надо на занятие прийти. И вот она палит с улицы, видит меня. Деваться некуда, надо идти и рассказывать мне урок. Блин, думаю я, и надо же было мне высунуться в окно. Кстати, даже не помню, как её звали…

С класса восьмого,кажется, состав учительский полностью поменялся. Ко всему прочему у меня появились такие предметы как география, химия, физика, биология. Учитель русского уехала в Россию, учителя казахского языка сняли и появились какие то молодые девчонки, которые конечно же тоже срать хотели на всё это дело. Приходить стали ещё реже, чему я был несказанно рад. Но зато в конце года мне ставили хорошие отметки в аттестате или как там называется эта корочка, даже просить не требовалось. Мы не наезжали, что ребенка, то бишь меня плохо учат, зато мне ставят удовлетворительно по всем предметам. Девятый класс был финалом в моей школьной жизни, если ее так можно назвать, и ходила ко мне иногда только учительница по физике, которая постоянно просила налить ей чай или что-нибудь попить. Не любил никогда физику, за что она меня постоянно поучала.

— Вот ты вырастишь, как будешь зарабатывать себе на хлеб, ведь надо учиться, надо приобретать мужскую профессию. Вот что ты умеешь и любишь? — вопрошала меня эта женщина. 

— Я шахматы люблю — зачем то ответил я. В те времена я действительно увлекся шахматами. Да и что я еще мог ответить? Ведь я ничего не умел и не любил больше тогда, не мог же я сказать, что люблю компьютерные игры.

— Да, но шахматами не заработаешь себе на жизнь, тебе надо учиться, подтягиваться — всё твердила учительница.
школа
Да пошли вы все на хрен, думал я тогда и еще долгое время, со своей учебой и школой. Подтягиваться? Да с таким ученьем, какое предоставило мне государство, только ироничные книжки писать. Не говоря уже о приобретении мужской профессии. Вообще не понимаю, когда гнобят мужиков за то, что они плохие математики или физики или вообще плохие технари. Вот такая школа была у меня, по окончании девятого класса я  получил очередной аттестат с четверками и уехал в другой город. Так что в «школе» я тоже не понимал, кем же я хочу быть, потому что мысли мои были заняты совсем другими вопросами.

В 16-17 лет, уже живя в другом городе, у меня появился первый компьютер, для меня это было в диковинку. Я с увлечением узнавал все, что можно было узнать. Не только целыми днями гонял во всякие игрушки, но и всевозможными путями апгрейдил комп, разбирал его до винтика и даже что-то чинил, когда это требовалось. В те времена у меня зародилось желание стать программистом, так мне нравилось вся эта тематика. К слову сказать, учиться я после школы не пошёл, во-первых не было денег у родителей на всякие техникумы и институты, а во-вторых не было желания, все таки думаю, что вторая причина наиболее веская. И с 16 лет я начал работать, где только можно было. Но с появлением желания попробовать свои силы в программировании, я поступил на заочное обучение в один филиал челябинского колледжа, собственно на программиста, обучение было весьма дешево, почти по карману так сказать. Отходил на занятия один курс, послушал лекции и понял…что это не моё. Программирование это тебе не винду переустановить, это такой шлак всяких мудренных кодов, символов и прочего говна, что я вернулся к тому, из чего вышел — не технарь я, ну не тот склад у меня ума и не было желания все это изучать…И когда настала пора платить за второй курс, я под предлогом того, что нет денег, забрал документы. Родные уговаривали остаться, сестра даже сказала, что денег займет, но я свалил…

И вот сейчас мне тридцатник, я без образования, без профессии и диплома, но я такой спокойный в этом плане, потому что все таки нашел то, к чему стремиться моё сердце и это главное. Раньше я мог злиться на нашу систему образования, за то что  всё детство просидел в ожидании безответственных учителей, за то что жизнь с самого начала бьет под дых, по здоровью, по деньгам, которых не было, чтобы поступить в хороший институт и т.д.  т.п. Но сейчас оглядываюсь и улыбаюсь. Везде есть свои просветы, есть, за что благодарить Бога. И если ты не знаешь, кем хочешь стать в 10 лет, в 16, в 25, я считаю это не беда, это путь. Это нормально. Гораздо хуже окончить школу, отучиться на экономиста и оставшиеся 30-40 лет работать не по профессии на нелюбимой работе. А ещё нет виноватых в твоей личной жизни, ведь она в твоих руках.

А вообще, написав заголовок, я по большей части хотел порассуждать об одноименном рассказе А. Азимова из сборника его рассказов «Девять завтра». Но меня, как видно, понесло.  Очень хороший сборник между прочим. Так вот, о фантазии Азимова насчет профессии. В будущем люди не выбирают профессию себе сами, они просто понимают расположенность к тому, чем могут поспособствовать обществу, социуму. Вот например, папа был металлург, я скорее всего тоже буду металлургом, ну а что,  хорошая профессия. И вот когда приходит пора, молодого человека тестируют и говорят — да, ваш мозг больше всего подходит на профессию металлурга. Затем ему втыкают в голову провода и вшивают все знания по металлургии (ну типа как в матрице). Буквально за час другой, человек выходит с полученными знаниями и устраивается на работу, где и будет пахать до конца жизни. А бывают и такие, что после теста непонятна его профессия, ну вот нельзя определить куда годится его мозг. И человек расстраивается, он думает, что ни на что неспособен, что никуда не годится, а если все это время он стремился стать металлургом, то вообще конец жизни…Однако человек еще не знает, что это ответ на что-то более глубокое, что он один из тех немногих, кому предназначено писать человеческую историю. Он один из немногих, кому предназначено не размениваться на диплом экономиста/юриста/бухгалтера…История о том, что никто, абсолютно никто из нашего окружения не имеет морального права говорить нам кем быть, или кем ты должен быть. Ведь тем самым нас программируют на один путь, на решение одной задачи, на один горизонт. Но я представляю другое, хотя бы в мыслях думаю, что путей этих неисчислимое множество, и многие из них прекрасны, таких каких может быть мы даже не представляли. А в ухо постоянно шепчут — это не мужская профессия…
LS_-bnipsCk

11 комментариев

  1. Самое экзотическое желание в смысле выбора профессии в детстве была моя игра в «Трудоустройство города Караганды»))).

    • Stasevich

      Ну ты даёшь, я блин в детстве из пластилина лепил, да в роботов играл, а ты уже о трудоустройстве думала)))

  2. Вообще, похоже, что создатели кино «Дивергент» что-то позаимствовали у Азимова. Там что-то похожее происходит, только определяют не профессию, а вообще образ жизни и образ мыслей, а тех, кто не подходит никуда — изгоняют.

    Да, специфичное детство у тебя было. Я вот школьные годы и сейчас не очень люблю вспоминать. Лучше бы чему-то полезному учили, а не физике и химии, хотя, может эти основы и нужно знать, чтобы понять кем ты хочешь стать по жизни.

    Но факт в том, что я и в институте понятия не имел кем хочу стать. Вот не думал об этом вообще. Знал, что по специальности работать не буду. Друзья все пророчили, что я в политики пойду =) Может и надо было. Щас бы жил на откаты, или наоборот, был бы честным депутатом и старался изменить мир к лучшему.

    По факту, бывает что человек всю жизнь прожил, а себя так и не нашел. А бывает, что к 50 годам находят себя. Ведь найти себя — найти свою профессию, это не только хорошо зарабатывать, но и хотеть каждое утро вставать пораньше, чтобы побольше времени уделить любимому делу!

    Ну и да, привет. Давненько не заглядывал.

    • Stasevich

      Привет, Артём, рад видеть!)

      Я думаю, что это хорошо, что ты не пошёл в депутаты и в политику вообще, откаты дело прибыльное, но есть и другая сторона))…А мир изменять, сам знаешь, дело неблагодарное и невозможное в принципе в политике. Скорее тебя изменят.

      Согласен, что найти профессию, это не только хорошо зарабатывать, но и любить дело, абсолютно на 100%. Иначе зачем всё это. Кстати насчет рассказа Азимова да, я тоже провёл аналогию с «Дивергентом»)). Всё уже давно написано и сфантазировано, только и знают современники, что копипастить)))

  3. Образование и диплом лишь дают возможность. У человека с дипломом и образованием возможностей будет чуточку больше, да и то лишь в определенных жизненных условиях. Но учиться в школе и дальше и вообще все же нужно. Школа нужна чтобы развить в ребенке определенные качества и навыки, и пожалуй, в первую очередь научить человека мыслить (ну и тысячам других вещей). Дальше все то же самое, но только с уклоном в определенные узкие направления. По моим наблюдениям в мире успеха добивается, не тот, кто с образованием, а тот, кто более энергичен. Быстро схватывать и быстро действовать. Не всегда, конечно, но очень часто именно такие люди успешны. А если такой человек будет еще и образован, то это уже сила.

    • Stasevich

      Конечно, я не умиляю значение школы, настолько, чтобы вообще там не учиться, и тем более не принижаю значение диплома из хорошего института или университета. Диплом и высшее образование это хорошо, это просто отлично. А ведь у кого их два и даже три…

      • Никогда не поздно получить высшее, это ты раньше не одолел, а сейчас — то уже ты стал более продвинутым и более целеустремленным

        • Stasevich

          Интересно знаешь что) даже если принять тот факт, что я стал более продвинутым и целеустремленным, нет никакого желания получать высшее образование)))

          Ну по крайней мере в наших учебных заведениях.

          • а ты не в наших тогда получи) ваще круто тогда будет!

          • я и сам подумываю, о втором высшем либо физкультурное либо инженерное, но сейчас завал по жизни, вот разгребу все это дело, а там поглядим

  4. Stasevich

    Да, возможно и получу, такое знаешь образование, чтоб в кайф было. Язык какой-нибудь выучить или что-то такое, связанное увлечением)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)