Солярис. Станислав Лем.

солярис
Меня захватывают книги, в которой затрагивается вопрос человеческого разума. В которых пытаются достичь самых затаенных уголков, достать оттуда что-то такое, что неизвестно самому носителю. Называется ли это подсознанием? Не знаю.

На днях прочитал «Солярис» Станислава Лема. Это первое знакомство и первая его книга лично для меня. О Солярисе я, конечно, давно слышал, сначала по фильмам, которые я так и не посмотрел, всё тот же гений Тарковского, непостижимый для меня. А потом услышал о книге, об авторе, и вот, наконец, история открылась и мне. Станция, работающая на планете Солярис, давно не выходит на связь, и туда посылают психолога-учёного Криса Кельвина, чтобы он разобрался в ситуации. То, что он там обнаруживает, ломает абсолютно все исследования этой планеты за 80 лет, а вместе с ними и мозг тоже.

Так и фантастика притворяется описанием будущего, чтобы лечить больных псов, лежащих на сегодняшних дорогах. Окольный путь – наше всё. Метафора – наше лекарство.
Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»

Так и продолжаю думать о фантастике с недавнего времени, и эта вещь, затронувшая меня до глубины, лишнее тому подтверждение. Сказать, что мне понравилось – мало. Это моё, это что-то родное, к сожалению ли, или к радости. Переживания, связанные с воспоминаниями, с тем, что уже ничего не поменяешь, что было, то прошло безвозвратно – именно так мы привыкли, проживая свои дни в этом мире. Ломаем стереотипы в этой книге, переводим стрелки часов назад, меняем местами значения в нашей голове. Конечно, у Лема тут много научного, чего стоит описания планеты, научных трудов из книг, что называется – бросается в глаза его научная основа. Но, тем не менее, центр повествования лежит на Крисе и Харри, его жене, некогда умершей и вновь пришедшей, непонятно откуда, непонятно как. Все эти переживания, линия между ним и ней, играют точно, Лем попал в живое место.

Тема бога, ну как же без него в фантастике тех лет, у людей ищущих, у людей слышащих. Последний разговор на эту тему есть в конце книги, между Крисом и Снаутом.

Ты думаешь о каком-то эволюционирующем боге, который развивается во времени и растёт, поднимаясь на всё более высокие уровни могущества, к осознанию своего бессилия? Этот твой бог – существо, которое влезло в божественность, как в ситуацию, из которой нет выхода, а поняв это. Предалось отчаянию. Да, но отчаявшийся бог – это ведь человек, мой милый.

Как было сказано персонажем из книги, человек всё пытается постичь новые планеты, миры, узнать о новых цивилизациях и открытиях, но при этом, не разобравшись в самом себе. Историю легко можно было бы перенести на какое-нибудь другое пространство, не важен сам космос. Тут что-то большее.
А тем, кто не верит в эволюционирущего бога и прочую ерунду (как по мне), остается только надеется, и ждать, как главному персонажу. Жаль, что надежды у многих умирают, вместе с человеком. В конце ожидания понимаешь, что смотрел не туда, но уже поздно. Но альтернативы нет, надежда, она нужна.

2 комментария

  1. А я вот все никак не подступлюсь к Лему, хотя один мой хороший знакомый, узнав, что я увлеклась Стругацкими, давно мне его советует, как одного из лучших писателей-фантастов. Надо будет попробовать прочесть что-то.

    Фильм Тарковского я помню по-детству, какое-то жуткое впечатление он произвел на мою детскую душу). Так страшно было смотреть на деток, что выбегали из лаборатории какого-то психа-ученого или как герой Донатоса Бониониса (Крис) раз за разом пытался отправить на землю свою жену.

    • Stasevich

      А я ничего не помню из версии Тарковского, кроме картинки, когда он несёт её, то ли мёртвую, то ли около того…На днях пытался посмотреть версию голливуда 2002 года с Клуни в главной роли, не досмотрел.

      Солярис мне понравился, очень. Но что-то мне подсказывает, что у тебя будет противоположные чувства).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)