Улитка на склоне

интересный бред

Увидеть и не понять — это все равно что придумать. Я живу, вижу и не понимаю, я живу в мире, который кто-то придумал, не затруднившись объяснить его мне, а может быть и себе…Тоска по пониманию, вдруг подумал Перец. Вот чем я болен — тоской по пониманию.

Как-то у меня стало всё идти вперемешку, Брэдбери, Азимов, снова Брэдбери и сейчас вот опять Стругацкие. Можно сказать я начинаю влюбляться в их миры. Прочитал их «Улитку на склоне». Когда закрылась последняя страница, в голове маленькой бомбой неожиданно взорвалась мысль – что это было?! Почему неожиданно, да потому что по ходу чтения возникала все таки какая-то цепочка логических звеньев, чтобы объяснить все то, что происходило в этой повести. Думаю вот-вот, сейчас произойдет то-то и то-то, а не тут то было, Стругацкие, как заправские гонщики, лихо поворачивали сюжет в другом направлении, в смысле в том направлении, в каком я вообще не собирался ехать. Кстати о сюжете, ну вот честно – его я не понял и объяснить поэтому крайне трудно. Может лучше о каких-то мыслях? Впрочем, как обычно.
Перед нами раскладывают два разных мира, каких по людским меркам ну просто не существует… да, не существует. В одном живет Перец, в другом живет Кандид. К слову имена у всех здоровские, с каким-то подчеркнутым стёбом что-ли. Чего стоит один Доморощинер, такой тоже есть. И вот – оба мира просто до невозможности странные, лес, где живет Кандид и какой-то городок-управление, где живет Перец и все пытается оттуда сбежать. У меня часто когда я что-либо читаю, на ум приходит какие-то сравнения, похожести с другими книгами, а может фильмами. А тут сразу всплыл в памяти Харуки Мураками с его «Страной чудес без тормозов и концом света». В лесу пахнет таким же забвением, как и описывал Мураками, где гибнут единороги, а с памятью тоже очень туго приходится. Я всё думал, что сейчас что-то с чем-то пересечется и Кандид с Перцем окажутся по сути одним лицом, которое описывали в разное время. Но, по всей видимости, просто описывали разные места.
Жизнь Переца сейчас мне кажется некой горькой правдой на многие реальные жизни, несмотря на весь происходящий бред. Вот он всё пытается сбежать из города, понимая, что не несет никакой пользы, что нигде не нужен, несмотря на то, что в некой области он мог бы быть полезен. Вместо этого он в рабочее время играет в шахматы и постоянно выигрывает, потому что его оппонент всегда разыгрывает один и тот же гамбит, не изменяя ходов. Пьет с кем-то кефир, как в пятницу всеми любимую, многие пьют пиво. И живет пока все не надоедает и ему хочется сбежать. Но и это не получается, куда бы он не побежал, Перец все время оказывается в гуще тех же событий, лиц, мест, словно Алиса, возвращающаяся к одному и тому же дереву. Эпическим концом было его назначение директором. Круг.
А вот жизнь Кандида отнюдь не такая кефирная. Бедолага вообще очухался то ли не со своей пришитой головой, то ли с телом, но видать с телом, потому что вспышки памяти его нет-нет да впоследствии будут освежать. Конечно же мне сразу показалось, что он живет где-то…во второй жизни что-ли. Ходячие мертвяки, деревни, уходящие в Отчуждение, какой-то старец, что постоянно все съедает, неназойливо так об этом говорят. Кандид тоже хочет бежать, бежать в город, из которого так ломиться Перец. И на какой-то миг ему это удается, даже получается немного приоткрыть завесу чего-то нового, но очень непонятного. Однако, шаг вперед и два назад, он снова в своей деревне…Его история заканчивается планом на еще один поход в город…
Улитка на склоне …Стругацкие в начале повествования цитируют
 «Тихо, тихо ползи,
улитка, по склону Фудзи,
вверх, до самых высот!»
Всегда хочется увидеть логическую параллель в названии книги и всем тем, что там описывается, а вот тут я затрудняюсь, правда. Могу сказать, что есть бред, который читать неинтересно, а порой противно, а есть такой как этот, про улитку.

7 комментариев

  1. Я остановилась на середине «Улитки»). Иногда мне кажется, что каждый творческий человек (писатель, художник, поэт и т.д.) решает определенную «свою» глобальную жизненную задачу, а масштаб личности, дарования определяет то, для скольких людей эта самая «его» задача и ее решение будет также актуальна. Я говорю о том, что называется многими «почерк» писателя или его любимая тема. Вот, например, любимая тема Стругацких (по общепринятому мнению специалистов) — тема выбора. Интересно, правда?

    А еще очень интересно, соавторство двух братьев, самостоятельных личностей, но пишущих одно произведение, в этом тандеме, мне кажется, Аркадий Стругацкий (в т.ч. и переводчик с японского) играл ведущую роль. Взять даже это хокку, которое он взял эпиграфом.

    Когда я читала «Улитку», а это было месяц примерно назад, поймала себя на мысли, что атмосфера книги слегка меня тяготит, но не могла понять, чем. Она похожа на блуждание в плотном тумане. А вот, прочитав твой пост, эта мысль приняла четкие очертания. Ведь Стругацкие пишут о людях, которые имеют в себе совершенно ясное стремление выбраться за пределы замкнутого круга и даже знают, куда им нужно двигаться. Но… именно это у них никак и не получается.

    Как писал Воннегут, в начале произведения обязательно должен просматриваться конец. Я думаю, это начало, содержащее конец, и есть это знаменитое хокку — что бы ни случилось, нужно двигаться к вершине, туда, куда тебя зовет сердце…

    • Действительно интересно про тему выбора и про актуальность вообще в писательстве. Может быть поэтому говорят, что сами братья говорили о сюжете, как о его отсутствии и чтобы читатели особо смысл не искали…а может это просто скромность, а может этого вообще не говорили.

      Вот ты пишешь про каких людей пишут Стругацкие, правда ведь похоже в каком то смысле на образ мыслей Мураками? конечно совершенно в другой технике, бесспорно, но похоже…не знаю, или я так воспринял. А еще что касаемо Аркадия отдельно, мне будет интересно почитать его книги, когда он писал сам уже… Я думаю что присел на Стругацких надолго))…

      А вот про вершину, видимо так и есть…создается такое впечатление, что один из персонажей перестал ползти вверх по склону, фик его знает)…

      • О параллелях между тем, что пишет Мураками и Стругацкие, наверное, соглашусь. Хотя, как ни странно, это сравнение для меня несколько неожиданно. Может быть от того, что Мураками и Стругацкие очень разные не то чтобы по содержанию, но по духу что-ли…даже не знаю как точно это выразить).

        И еще лично мне так странно, как можно не искать смысл в произведениях, да и вообще в жизни. Но это мои личные «забабахи», так сказать.

    • Андрей

      Добрый день.
      Недавно тоже, можно сказать, прочитал улитку на склоне.
      Похоже, что это единственное их произведение, на мой взгляд, которое выглядит весьма оборванным. Начало мягкое, конец скомканный. Логически обрезан, но литературно подшит, и закруглён. Как будто, какая то стряпуха замесила теста гораздо больше, чем может вместить форма. Выложила тесто в него, а излишки оборвала, и загладила углы.
      И все догадываются, что теста не хватает, а булка же испечена.
      Очень не похоже на них, потому как если брать их другие работы, то целые романы, логически связаны, и имеют перекличку через одних героев. Казалось, что они жили в параллельном мире, и захватили целую эпоху, которую, чётко, в хронологическом порядке восстанавливали в своих романах.
      А тут не пойми чего. Чувствуешь, что должно быть что-то ещё. А его нет. Единственный раз, я столкнулся с нелогичным вкручиванием героев, которые потом никогда не показывались, а когда и были освещены, то особо ничего не делали. К примеру извращенец, что из леса принёс какой-то цветок, и ему в спину вросла какая та лиана. Где Ким ему «наиразпоследнейший» раз вырезал эту гадость. Тузик, что-то хотел с играть, но толком сделал это слабо. Директор — Вещал всем и каждому, и одновременно. Чувствовалось, что это как-то было связано с лесом. А потом оказалось, что директора то и нет, хотя есть, но его так давно никто не видел, что ползли слухи о его внешности. Однако, почему из всех кто ждал приёма настоящего директора, больше не показались ни разу. Кроме инженера «я Н-незнаю…». Заместитель директора — умеющий не только перевоплощаться морально, но даже вызывал у себя дыхание свеже-выпившего человека. Пахнет мистикой леса. А потом, это всё откидывается назад, и в сторону логики и реалистичности. остались ещё вопросы о том, почему новоявленный директор «Перец». Был в кабинете его зама. судя по тому, что картина и дверь, через которую люди должны попадать к настоящему директору была на месте, но заколочена. А за ней постоянно кто-то пил «кефир» и закусывал. Единственную логику с «Перцем», нам удалось отследить в начале, и в конце. Когда опоминается о двух блокнотиках Доморощинера. Получается, что настоящий директор пропал, и единственный подозреваемый, был «Перец», первый раз когда он сидел над обрывом, второй, когда он хотел увидеть директора. И который, по прошествии некоторого времени был посажен директором. Лишь только по тому, что выкупался у его секретарши дома.
      Одну сторону романа логически закрыли. А вот вторая, совсем не известна. Например, как Кандид попал опять в деревню. Если он был в полном здравии, и после разрезания «мертвяка», хотел идти дальше. Тут провал очень сильный. Скорее всего, этот кусок выкинули. А жаль.
      Да, и если учесть, что высокомерные женщины — обладательницы розового тумана, говорили о том, что люди часто падают с белых скал. Может говорить лишь о том, что за дверью «Настоящего директора», была пропасть. Что подтверждает странное поведение инженера в маске «я незнаю».
      Вот собственно и всё. Жаль что Стругатских больше нет Иначе я бы постарался задать вопрос им.
      С уважением.

      • Stasevich

        Спасибо за коммент, приятно найти на своём блоге ещё одного любителя Стругацких и, видимо, книг вообще)
        Нужно подумать над ходом ваших мыслей и вспомнить свои ощущения) сейчас высплюсь после ночной смены и вернусь))…

  2. Stasevich

    Ну в общем я типа выспался, перечитал ваш комментарий ещё раз, думал дать такой же большой развернутый ответ, но мысли уже не так лезут, как сразу после прочтения улитки. Могу лишь согласиться и только кивать головой в знак согласия ваших вопросов, потому что по сути многие из них лезли и ко мне). Остается только додумывать и рисовать в воображении своё, личное и близкое из этой истории…
    Думаю, если бы вы у Стругацких имели возможность спросить о чём улитка и задать эти вопросы, то они бы ответили что-то типа «а тут всё покрыто мраком»))…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Optionally add an image (JPEG only)